Технология выращивания органов в живом организме
С появлением технологии перепрограммирования стволовых клеток, которая была открыта нобелевскими лауреатами Синья Яманаки и Джимом Гердоном, было разработано несколько новых методик выращивания органов и тканей, центральное место среди которых принадлежит 3D-печати (биопринтингу).
Биопринтинг – это печать живых органов и тканей из донорских стволовых клеток. Наряду с неоспоримыми преимуществами биопринтинг имеет ряд недостатков. Во-первых, 3D-принтеры стоят очень дорого, и вряд ли в ближайшие годы они подешевеют. Во-вторых, выращивание органов и тканей с помощью биопринтеров – это невероятно сложный процесс. Только представьте: чтобы напечатать жизнеспособный орган, нужно загрузить в принтер живые стволовые клетки, смешанные с питательным гелем, и распылить эту субстанцию на специальную подложку, на которой клетки будут долгое время расти и развиваться, образуя живые ткани. В-третьих, нет никакой гарантии, что напечатанный орган приживется в организме пациента.
Недавно у биопринтинга появился конкурент – технология выращивания органов в живом организме, предложенная командой исследователей из Эдинбургского университета (Шотландия). Ученым удалось впервые в жизни вырастить в теле животного полноценный здоровый орган. Для этого они перепрограммировали фибробласты, полученные из эмбриона мыши, в клетки вилочковой железы – тимуса, проверили их жизнеспособность в лабораторных условиях, смешали с клетками, необходимыми для развития тимуса, и пересадили их мыши. Через некоторое время из пересаженных клеток вырос новый орган, который постепенно приобрел нужную форму и стал функционировать как полноценный тимус. Удивительно, что у подопытной мыши не возникло никаких побочных эффектов. Ученые надеются, что с помощью их инновационной технологии в будущем можно будет выращивать новые органы и ткани прямо в организме человека.
Ученые спорят о том, какая технология является более прогрессивной и менее затратной: биопринтинг или выращивание живых органов и тканей в организме человека. Нам, в свою очередь, остается занять позицию сторонних наблюдателей и с интересом ждать очередного научного прорыва в этой сфере.