3D-печать повлечет за собой убытки в сфере интеллектуальной собственности
Помните эпизод из легендарного фильма о Джеймсе Бонде «007. Координаты: “Скайфолл”», когда взрывается автомобиль Aston Martin DB5 1960-го года выпуска? Уверяю вас, что это были не спецэффекты, взрыв был настоящим. Но такой дорогостоящий спецэффект оказался не по карману даже многомиллионному бюджету бондианы. Поэтому создатели фильма пошли на небольшую хитрость: они напечатали на 3D-принтере точную копию DB5 и успешно взорвали ее вместо дорогостоящего оригинала. Тем самым они убили двух зайцев: сократили затраты на съемку бондианы и значительно повысили зрелищность ленты.
3D-печать можно без преувеличения назвать ключевым элементом третьей индустриальной революции. Эта инновационная технология вносит существенный вклад в производство и дистрибуцию товаров. Она позволяет максимально приблизить производство к потребителю и, тем самым, оптимизировать затраты на складирование и логистику товаров.
Но есть у трехмерной печати еще одна сторона, пока еще мало изученная и требующая тщательного анализа и проработки – это ее влияние на сферу интеллектуальной собственности. 3D-печать позволяет легко подделывать брендовые товары современных производителей, что требует незамедлительного пересмотра и совершенствования правоприменительной практики, связанной с защитой интеллектуальной собственности.
Возможности 3D-печати
В отличие от традиционного производства, которое предполагает механическое воздействие на материал (обтачивание, сверление, выпиливание), 3D-печать формирует объекты послойно, сплавляя их с помощью высокой температуры, химических реактивов, клеящих веществ, световых или электронных пучков. Трехмерные принтеры создают объекты из стекла, пластика, керамики, металла, дерева, песка и даже живых человеческих клеток. Для аддитивного производства нужен только 3D-принтер, в то время как традиционное производство предполагает использование множества основных и вспомогательных машин, инструментов и приспособлений.
Технологию 3D-печати нельзя назвать новой, поскольку первые устройства для аддитивного производства появились несколько десятилетий назад. Бурное развитие технологии 3D-печати в наши дни было вызвано окончанием действия части связанных с ней патентов. В течение ближайших лет закончится действие еще тысячи патентов, так или иначе имеющих отношение к аддитивному производству. Это, в свою очередь, приведет к новому этапу развития технологии.
Угрозы для сферы интеллектуальной собственности
С развитием объемной печати граница между производителями и потребителями стирается, становится более размытой. Еще никогда рядовым пользователям не удавалось в домашних условиях, с минимальными затратами производить любые необходимые предметы, в том числе копии брендовых товаров. При этом негодующим владельцам всемирно известных брендов приходиться мириться со сложившейся ситуацией, поскольку законодательство не запрещает потребителям распечатывать на 3D-принтерах копии брендовых товаров и использовать их для личных нужд.
Совсем другое дело, если недобросовестный предприниматель штампует на 3D-принтере копии всемирно известных брендов, а затем использует их для коммерческих целей. В этой ситуации риску подвергаются такие группы объектов интеллектуальной собственности, как промышленные образцы, торговые марки и авторское право. При этом, чем проще воссоздать брендовый товар, тем уровень риска будет выше. К примеру, можно не просто напечатать на 3D-принтере простой брендовый объект, а изменить некоторые детали его дизайна, и тем самым обойти патент. Объекты авторского права и торговые марки в данном случае еще более уязвимы, поскольку у них, как правило, отсутствует 3D-составляющая. Для промышленных образцов и изобретений аддитивное производство несет в себе наименьшие риски, но в будущем степень этих рисков будет зависеть от развития самой технологии.
Примечательно, что риск незаконного 3D-копирования неравнозначен для различных продуктов. К примеру, для фармацевтического производства, авиастроения и производства других сложных машин и механизмов негативный эффект от 3D-печати несущественен. Другое дело – производство запасных частей для автотранспортных средств или сменных элементов для товаров (кассет для бритв). Здесь риски незаконного 3D-копирования многократно выше, чем в сложных производствах.
Также владельцы 3D-принтеров могут создавать совершенно новые, на их взгляд, продукты. Но на самом деле эти продукты уже являются объектами интеллектуальной собственности третьих лиц. Следовательно, с развитием трехмерной печати усиливается потребность в организации качественного патентного поиска, который позволит избежать нарушения интеллектуальных прав третьих лиц.
Возможные итоги и последствия
Развитие 3D-принтинга, безусловно, заставит производителей разрабатывать и внедрять новые методы защиты своей продукции от 3D-копирования. Это, с одной стороны, утяжелит стоимость брендовых товаров, а с другой снизит риск появления подделок.
Законодателям придется существенно пересмотреть всю систему лицензирования объектов интеллектуальной собственности, включить в нее лицензирование 3D-печатных товаров. Этот новый вид лицензирования потребует решения ряда вопросов, связанных с защитой прав потребителей и ответственностью за дефекты напечатанных товаров.
Популяризация аддитивного производства уже сегодня вызвала к жизни сайты и онлайн-сервисы для обмена цифровыми моделями для 3D-печати. Законодателям еще предстоит найти баланс интересов между правом интеллектуальной собственности производителей и защитой авторского права на цифровые модели, причем этот баланс придется отыскать как в сфере совершенствования законодательства, так и в правоприменительной практике.
В ближайшее время ожидается бурное развитие приложений для быстрой конвертации обычных фотографий и изображений в трехмерные цифровые модели, готовые к печати. Так, компания Autodesk ещё в 2012 году представила программу 123D Catch, с помощью которой можно перевести обычные изображения в трехмерную цифровую модель.
Уже сегодня вопросы защиты прав потребителей приобретают особую актуальность. Кто должен нести ответственность за стойкое ухудшение здоровья потребителя, вызванное использованием напечатанного товара? В ближайшее время законодателям следует четко распределить ответственность между производителями оригинальных товаров, создателями цифровых 3D-моделей, производителями трехмерных принтеров, операторами 3D-принтеров и производителями расходных материалов.